ПРОЕКТ
структуры коллегиального заключения психолого-медико-педагогической комиссии
- Вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени;
- Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
1) образовательная программа;
2) рекомендуемая образовательная организация (класс, группа);
3) необходимое сопровождение специалистами системы сопровождения;
4) срок и показания к повторному обследованию на ПМПК;
5) иное.
Примерные формулировки заключений психолого-медико-педагогической комиссии
для детей дошкольного возраста
1. Для детей с нарушением слуха.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Клинический диагноз врача-сурдолога с указанием других нарушений
|
1 вариант(согласие родителей на обучение в группе, образовательной организации компенсирующего назначения)
|
2 вариант(отсутствие согласия родителей на обучение в группе, образовательной организации компенсирующего назначения)
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушением слуха.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3. Повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача, дообследования и т.д.).
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушением слуха.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача, дообследования и т.д.).
5. Контроль врача-сурдолога, отоларинголога, консультации необходимых специалистов.
|
2. Для детей с нарушениями зрения.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Клинический диагноз врача-офтальмолога с указанием других нарушений
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1.Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушением зрения.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3.Повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача, дообследования и т.д.).
4.Консультации специалистов.
|
1.Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушением зрения.
2.Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4.Повторное обследование ПМПК.
5. Контроль врача-офтальмолога, консультации необходимых специалистов.
|
3. Для детей с нарушениями речи
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Фонетическое недоразвитие.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Фонематическое недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (уровень) у ребенка (нозология).
Развитие речи в норме (соответствует возрастной норме).
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушениями речи.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушениями речи.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
4. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Клинический диагноз врача-ортопеда, невролога с указанием других нарушений
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей нарушением функций ОДА.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации врача-психиатра, невролога, генетика, офтальмолога и т.д.
|
1. Обучение по адаптированной общеобразовательной программедля детей с нарушением функций ОДА.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
5. Для детей с задержкой психического развития
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
F 06.8, F83, F 06.8, у ребенка с ….
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с задержкой психического развития.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3.Повторное обследование ПМПК с указанием сроков и показания.
4.Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с задержкой психического развития.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
6. Для детей с умственной отсталостью
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Диагноз в соответствии с МКБ 10 (F70, F 71 и т.д.), указание на иные нарушения
|
1 вариант
|
1 вариант
|
1.Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушением интеллекта.
2.Сопровождение необходимыми специалистами.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по индивидуальной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности. 3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
7. Для детей с расстройствами аутистического спектра
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
РАС
Клинический диагноз врача–психиатра с указанием сопутствующих нарушений
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей (состояние интеллекта).
2. Сопровождение необходимыми специалистами.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение поиндивидуальной образовательной программе.
2. Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3.Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК(после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5.Консультации и контроль необходимых специалистов.
|
8. Для детей со сложной структурой дефекта
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Сложный дефект (перечисление ведущих нарушений)
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по индивидуальной образовательной программе.
2. Группа компенсирующей направленности для детей с (указывается ведущее нарушение).
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
- Обучение по индивидуальной образовательной программедля детей с (указывается нарушение).
- Инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
- Сопровождение необходимыми специалистами.
- Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
- Консультации необходимых специалистов.
|
Примерные формулировки заключений психолого-медико-педагогической комиссии
для детей школьного возраста
1. Для детей с нарушением слуха.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Диагноз врача-сурдолога (с указанием иных нарушений: дизартрия, СДВГ и т.п.)
|
1 вариант
|
2 вариант
|
- Обучение по
адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушениями слуха.
2. Сопровождение всеми необходимыми специалистами.
3. Повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания).
4. Консультации врача-сурдолога, врача-невролога и др. специалистов при необходимости.
|
1.Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушениями слуха.
2.Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Индивидуальное сопровождение учителем-логопедом в условиях логопункта (указывается длительность посещения: 1,3,6 месяцев и т.п), педагогом-психологом, социальным педагогом
4. Повторное обследование ПМПК.
5. Контроль врача-сурдолога, отоларинголога, консультации необходимых специалистов.
|
2. Для детей с нарушением зрения.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Диагноз врача-офтальмолога (при наличии с указанием иных нарушений: дизартрия, СДВГ и т.п.)
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1.Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушениями зрения.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3.Повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания).
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушениями зрения.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Сопровождение специалистами при необходимости (тифлопедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом).
4. Повторное обследование ПМПК.
5. Контроль врача-офтальмолога, консультации необходимых специалистов.
|
2. Для детей с нарушениями речи
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
1-ый класс первое полугодие: фонетическое недоразвитие;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи (уровень) у ребенка с (нозология);
1-ый класс второе полугодие:трудностиформирования письма и/или чтения, обусловленные ОНР, ФФНР;
2-ой класс первое полугодие: нарушение письма и/или чтения, обусловленные ОНР, ФФНР;
2-ой класс второе полугодие: смешанная дисграфия, смешанная дислексия;
3-ий класс: дизорфография.
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушениями речи.
2. Сопровождение специалистами при необходимости (учителем-логопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом и т.д.).
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушениями речи.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Сопровождение специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, после дообследования и т.д.). Указываются сроки. ПМПК.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
4. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Клинический диагноз врача-ортопеда, невролога с указанием других нарушений
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей нарушением функций ОДА.
2. Сопровождение специалистами при необходимости.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, после дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с нарушением функций ОДА.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, после дообследования и т.д.).
Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
5. Для детей с задержкой психического развития.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
F 06.8, F83, F 06.8, у ребенка с ….
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с ЗПР.
2. Сопровождение необходимыми специалистами.
3. Повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания).
4. Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по адаптированной образовательной программедля детей с ЗПР.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после дообследования и т.д.).
5. Консультации необходимых специалистов.
|
6. Для детей с умственной отсталостью.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Диагноз в соответствии с МКБ 10 (F70, F 71 и т.д.), указание на иные нарушения
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программедля детей с нарушением интеллекта.
2. Сопровождение необходимыми специалистами.
3. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
4.Консультации необходимых специалистов.
|
1. Обучение по индивидуальной образовательной программедля детей с нарушением интеллекта.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.. К необходимыми специалистами ью.
|
7. Для детей с расстройствами аутистического спектра.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
РАС
Клинический диагноз врача – психиатра с указанием на сопутствующие нарушения
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей (состояние интеллекта).
2. Сопровождение учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.
3. Повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания).
4. Консультации врача-психиатра, врача-психолога и др. специалистов при необходимости.
|
1. Обучение по индивидуальной образовательной программе.
2. Инклюзивно в общеобразовательном классе.
3. Индивидуальное сопровождение учителем-логопедом в условиях логопункта, педагогом-психологом, социальным педагогом.
4. Повторное обследование ПМПК.
5. Контроль врача-психиатра, консультации необходимых специалистов.
|
8. Для детей со сложной структурой дефекта.
1.Коллегиальное заключение (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени)
|
2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения:
|
Сложный дефект (перечисление ведущих нарушений)
|
1 вариант
|
2 вариант
|
1. Обучение по индивидуальной образовательной программе.
2. Класс, образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением (указывается ведущее нарушение).
3.Сопровождение необходимыми специалистами.
4. Повторное обследование ПМПК (после консультации врача, дообследования и т.д.). Указываются сроки.
5. Консультации необходимых специалистов.
|
|
Примерные рекомендации по организации сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации
1. Рекомендации по организации сопровождения ребенка с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной организации
Направления коррекционной работы:
1)совершенствование движений и сенсомоторного развития;
2) коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие и коррекция всех видов памяти, внимания, восприятия, пространственных и временных представлений и т.д.);
3) развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического, развитие навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей и т.д.);
4) коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (снятие психического дискомфорта, выработка адекватных форм поведения, развитие самооценки, обогащение спектра эмоций, развитие активности, предупреждение инфантилизации личности и т.д.);
5) коррекция и развитие речи (коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи, уточнение, обогащение и активизация словаря, коррекция и развитие грамматического строя речи);
6) расширение представлений об окружающем мире, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
7) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
8) развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, графо-моторных навыков и т.д.);
9) формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида (ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку).
Рекомендации по организации сопровождения ребенка с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации
Материально-техническое обеспечение:
1) тактильные ориентиры на каждом столе (парте) в группе (кабинете), для того чтобы ребенок легко ориентировался в пространстве учебного помещения;
2) стены должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;
3) не допускается использование темных штор, освещение должно быть максимально доступным;
4) доска и учебные столы (парты) не должны иметь глянцевую поверхность;
5) обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт – высота прописных букв не менее 7,5 см; на белом или желтом фоне; при необходимости продублирована шрифтом Брайля);
6) размещение в доступных, для ребенка с ОВЗ, местах наглядных пособий с учетом его индивидуальных особенностей;
7) рабочее место ребенка должно располагаться в центре учебной комнаты (класса), на первой-второй парте и оснащено дополнительным освещением.
Организация учебного процесса:
1) перед началом работы с ребенком с нарушениями зрения воспитатель (учитель) должен ознакомиться с медицинской документацией, в частности с заключением врача-офтальмолога, с целью соблюдения данных им рекомендации по режиму зрительной коррекции;
2) педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде предпочтительнее яркие цвета, так как они лучше воспринимаются ребенком, имеющим нарушения зрения;
3) воспитателю (учителю) следует снизить требования к графическим навыкам ребенка. Рекомендуется проводить занятия, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировке в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
4) обязательна смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика);
5) необходимо использовать в наглядном материале яркие цвета, обводить черным цветом контуры изображения;
6) по возможности необходимо вводить ставку тьютора, который будет сопровождать ребенка с нарушениями зрения во время всего образовательного процесса, либо на его определенных этапах;
7) создать на базе образовательной организации ПМПк для проведения работы по адаптации образовательной программы, реализуемой в данной ОО к особым образовательным потребностям ребенка.
Рекомендации по организации сопровождения ребенка с нарушениями слуха
в условиях общеобразовательной организации
1) Обеспечить надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
2) Дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной;
3) Посадить ребенка следует за первую парту (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь говорящих;
4) Посадить за парту справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока;
5) Использовать мультимедийную доску и оборудование;
6) Создать на базе образовательной организации ПМПк для проведения работы по адаптации образовательной программы, реализуемой в данной ОО к особым образовательным потребностям ребенка.
|